Учебная среда "Чертежник"

Скачать Чертежник

Чертежник - это учебный "исполнитель" с несложной системой команд и простым языком программирования. Хотя язык очень простой, он позволяет реализовывать довольно сложные структуры: циклы (циклы могут быть вложенными) и подпрограммы (процедуры).

Чертежник имеет два окна: рабочее окно для написания программ и окно с "чертежной доской".

На рисунке вы видете окно для подготовки программ. Программа оформляется в виде таблицы: в левой колонке команды, в правой - параметры. Команды можно набирать вручную или выбирать из списка. Кроме того рабочее окно имеет всплывающее меню, с помощью которого можно редактировать таблицу: удалять или вставлять строки, очищать их и т.д. Вызывается меню нажатием правой кнопки мыши.

Команды Чертежника

  1. Чертить - чертит под текущим углом линию, длина которой указывается в ячейке справа. Длина измеряется в пикселях.
  2. Переместить - перемещает перо Чертежника от текущей позиции на расстоя-ние, указанное в ячейке справа. Линия при этом не чертится.
  3. Вправо - увеличивает текущий угол на указанное количество градусов.
  4. Влево - уменьшает угол на указанное количество градусов.
  5. Повторить - начало цикла. Параметр задает количество повторов. Указанное количество раз будут повторяться команды, находящиеся в строках между ко-мандами "Повторить" и "Конец_пов".
  6. Конец_пов - конец цикла.
  7. Конец_проц - конец процедуры (подпрограммы). Начинается процедура со слова "это". Пример: это квадрат. В следующих строках идут команды, кото-рые должна выполнить процедура. Завершается процедура командой "ко-нец_проц". Все процедуры описываются после команды "конец".
  8. Конец - конец программы.
  9. ИзменитьХ_на - изменяет координату Х пера Чертежника.
  10. ИзменитьY_на - изменяет координату Y.
  11. Очистить - стирает с "чертежной доски" все линии.
  12. ИзменитьD_на - у Чертежника есть зарезервированная переменная D, которую можно использовать в качестве параметра для команд "чертить", "перемес-тить". Переменная D по умолчанию имеет значение 20, это значение можно в программе менять командой "изменитьD_на". Например: изменитьD_на [-10]. После этого D будет равно 10.

Программа может начинаться с любой команды за исключением: конец, конец_пов, конец_проц. Главная часть программы обязательно заканчивается командой "конец". За этой командой идут описания процедур (подпрограмм), если они у вас есть. Запускается программа кнопкой Run.

После запуска программы на экране появится окно "Чертежная доска", на которой Чертежник будет чертить рисунок по вашей программе. Если в программе встретится не-знакомая команда или будет допущена структурная ошибка, Чертежник остановится и выдаст соответствующее сообщение.

Чтобы после выполнения снова попасть в главное окно, можно окно с "чертежной доской" закрыть или щелкнуть по нему правой кнопкой "мышки" и выбрать "Показать окно 1". При следующем запуске программы оно появится автоматически.

Вы можете сохранить вашу программу на жестком диске. Для этого:

  1. Щелкните по кнопке Save.
  2. Укажите название файла и нажмите ОК.

Для открытия файла с программой, щелкните по кнопке Open, выберите файл в списке и нажмите ОК.

По умолчанию начальная точка, с которой начинается черчение, равна (Х=100, Y=100). Эти значения вы видите в полях под надписью "Начало". Их можно менять до запуска программы с помощью кнопок или вручную. Отсчет координат начинается с верхнего левого угла. Угол, под которым чертится линия, по умолчанию равен 0 градусов, это горизонтальный вектор вправо от начальной точки.

Чертежник выполняет программу построчно: считывает строку из таблицы и выполняет ее. Если какую-либо строку он выполнить не может, тогда он останавливается и выдает сообщение об ошибке. Если для команды не указан параметр, то он будет взят равным нулю.

Циклы в программе могут быть вложенными, то есть один цикл может находиться внутри другого. Вызов процедуры производится просто включением в программу названия процедуры, которое в описании записывается после слова "это". Пример: это треуг. Слово "треуг" будет являться названием процедуры.

Пример программы, рисующей прямой угол.

Команда
N
Чертить 100
Вправо 90
Чертить 100
Конец.  

Задачи к Чертежнику

Скачать Чертежник

Назад

Обновление сделано 2.3.01

 

 

 



Hosted by uCoz